Дополнительные обязательства
Тщательная проверка грузов предполагает оснащение частных складов на уровне таможенных постов. Закупка металлодетекторов различного типа и газоаналитического оборудования станет обязанностью ТЭК. Возмещение расходов в проекте закона не предусмотрено. Компаниям придется хранить информацию обо всех клиентах, передавать сведения правоохранительным органам по первому требованию. Также перевозчики получат право уничтожать подозрительные посылки.
Соответствие компании указанным требованиям станет обязательным условием для продолжения деятельности. Прошедшие проверку ТЭК внесут в общий реестр.
«Подводные камни» и последствия нового закона
Стоимость каждой установки рентгенотелевизионного типа 2-4 млн. рублей. При 20 тыс. кв. м. складской площади оснащение комплекса обойдется в 16-20 млн. Многие небольшие компании будут вынуждены уйти с рынка, уступив место крупным игрокам, для которых подобные издержки не критичны. В результате возрастет степень монополизации внутренних и международных грузоперевозок. Дополнительные расходы отразятся на тарифах, но возможности ТЭК здесь ограничены потолком спроса и конкуренцией. Скорее следует ожидать снижение маржинальности бизнеса.
В перечень запрещенных грузов дополнительно включат изделия двойного назначения, использование которых возможно при подготовке терактов. Свободная формулировка предполагает люфт для постепенного расширения списка.
Когда примут закон, что может измениться
Рассмотрение законопроекта в первом чтении запланировано на сентябрь 2024 года. Окончательное утверждение возможно до новогодних праздников, вступление в силу с 2025 года. Инициатором выступает партия Единая Россия, что повышает вероятность одобрения инициативы государственной думой и далее советом федерации. На стадии обсуждения ГД собирает мнения участников процесса. Предполагаются доработки и корректировки.
Изменения возможны в части требований к количеству досмотрового оборудования на складе. Также не утверждена полная номенклатура обязательной техники, минимальные сроки на оснащение прорабатываются. Предполагается создание общего цифрового архива.
Ужесточение правил проверки грузов не приведет к дефициту на рынке грузоперевозок. С учетом сокращения общих объемов экспорта, переориентации производителей на внутреннего потребителя, существует переизбыток предложения. Более вероятно перераспределение в пользу компаний с высокой капитализацией.