Предпосылки, дальнейшие перспективы
Международные санкции вынуждают китайских покупателей и экспортеров отказываться от прямой торговли с российскими компаниями. Все больше грузов идет через третьи страны. Казахстан здесь одно из ключевых направлений: преимущества в прямом маршруте и упрощенном таможенном оформлении (страна является членом ЕАЭС). Текущая модернизация также предполагает увеличение пропускной способности на переходах:
- «Калжат»;
- «Майкапчагай»;
- «Достык-железнодорожный»;
- «Капланбек»;
- «Казыгурт»;
- «Тажен»;
- «Темир-баба»;
- + еще два новых пункта (всего 10).
Запланирован снос устаревшей инфраструктуры, не отвечающей современным требованиям. Взамен возводятся хорошо оборудованные хабы с увеличенными складскими площадями, расширяются автомобильные и железнодорожные магистрали. Отделения таможни будут размещаться в зданиях терминалов. Также в стадии реорганизации главное диспетчерское управление (Астана), на базе которого произойдет централизация контроля за всеми пограничными переходами. Документооборот переводится в онлайн-среду полностью.
Уже действующий центр в районе перехода «Алаколь» (Dostyk Storage) занимает 13,5 га площади, из которых 3,5 га приходится на крытые складские помещения. Под стоянку грузового автотранспорта отведено 10 га. Комплекс управляется Комитетом госдоходов республики Казахстан, далее будет предан в частное пользование (не ранее, чем через 3 года). При возведении хаба привлекались инвестиции коммерческих компаний. Аналогичная схема применяется в рамках модернизации других упомянутых пунктов.
*Технология кросс-докинга заключается в приеме и отгрузке товаров напрямую. При таком подходе партии не задерживаются в зоне хранения (сквозное складирование). Применение дает возможность оптимизировать затраты времени, исключить дополнительные расходы, увеличить объемы поставок за один и тот же промежуток времени.
Как изменения отразятся на товарообороте между Россией и Китаем, другие возможные последствия
Правительство Казахстана активно развивает транспортную инфраструктуру страны, привлекая российские и китайские инвестиции. По сути, республика становится огромным логистическим хабом (в своих приграничных областях). Транспортные маршруты перестраиваются соответствующим образом. Перспективы для грузоперевозок между Россией и Китаем позитивные: сократятся сроки поставок, снизятся издержки.
Нормализация расчетов за экспорт и импорт через банки КНР не предвидится. Обоснование: при наличии реальных возможностей решить проблему, инвестиции в инфраструктуру Казахстана не оправданы. Снятие санкций не приведет к обратным изменениям: доставка с использованием уже существующей логистики выгодна. Расширение дальневосточных магистралей предполагает огромные вложения. Отдаленные последствия: отсутствие триггеров для развития регионов Сибири и Дальнего Востока. Более вероятна деградация территорий, за исключением задействованных на внутренних маршрутах и в сырьевом сегменте.
Логистические центры на территории Казахстана могут работать и в «западном» направлении, будут востребованы при отправке грузов из Китая в Европу. Для российских компаний открываются новые возможности. Например, груз из РФ может идти через Китай и Среднюю Азию в ЕС.