Зачем создавать логистику за рубежом
Слишком сложно написано я бы перефразировала
Проблемы с международными переводами стали хроническими. Если ситуация ухудшится, то это может привести к сокращению экспортных отраслей российской экономики. Кроме того, неизбежно вырастет стоимость импортных товаров из-за нехватки валюты и дополнительных расходов на транзакции и транспортировку. Чтобы выйти из этой ситуации, необходимо:
- Изменить маршруты, добавив промежуточные пункты перевалки в нейтральных странах.
- Усложнить цепочки при осуществлении финансовых операций;
- Включение в структуру внешней торговли сети зарубежных представительств.
В соответствии с обновленной схемой, грузы и платежи будут идти не напрямую, а через промежуточные страны. При этом посреднические структуры должны иметь регистрацию за пределами России, самостоятельно принимать и отправлять деньги. Ключевая проблема в низком уровне развития логистики на территории большинства подходящих регионов. За исключением отдельных государств, отсутствует нормальное железнодорожное сообщение, мало аэропортов, нет оборудованных портов с достаточной пропускной способностью.
Ранее ключевым направлением для российского экспорта были страны Западной Европы и США, теперь первые строчки занимают Латинская Америка, Азия и Африка. Основной импорт по-прежнему идет из Китая, но своевременные поставки возможны только через нейтральные государства.
В каких странах может быть построена инфраструктура
Страны Южной и Центральной Америки становятся основными рынками для экспорта российского удобрения, металлов, нефтепродуктов, оборудования. Проблем с получением платежей из указанных регионов нет, но существуют иные трудности. Например, в Бразилии, Никарагуа, Мексике и Венесуэле фактически отсутствует железнодорожное сообщение.
Другое направление – Китай: для продолжения сотрудничества необходимо создавать логистические центры в Монголии и странах Средней Азии. Также придется повышать пропускную способность существующих автомобильных и ж/д магистралей. Поставки в Африку предполагают создание инфраструктуры «с нуля» на большинстве территорий.
В качестве альтернативы можно полностью изменить структуру экономики и уменьшить её зависимость от внешней торговли. Однако такие преобразования могут занять много времени.
Возможные риски
Российские логистические центры за рубежом неизбежно попадут под санкции, даже если будут зарегистрированы в других юрисдикциях. Проблема с платежами останется, может нивелироваться только при надлежащей «маскировке». Допустим, созданным ресурсом будут пользоваться сторонние компании, выполняющие роль посредников. Долгосрочное решение в переориентации с Китая на страны Южной Америки и Африки. Так будут исключены трудности с переводами, но потребуются капитальные вложения в местную инфраструктуру.
Следует учитывать: китайские компании сильно завязаны на сотрудничество с США и ЕС. Россия занимает незначительную долю в общих объемах экспорта из Поднебесной. Более надежны партнеры, не имеющие подобной зависимости.
Как проект повлияет на внешнюю торговлю
В случае успешной реализации планов правительства зарубежная инфраструктура станет надежной опорой для российских экспортеров и импортеров. Транспортные издержки вырастут из-за удлинения маршрутов. Но, наличие крупных, хорошо оборудованных хабов даст возможность оптимизировать затраты. Также потребуется вносить изменения в существующие таможенные правила.
Строительство логистических центров должно идти одновременно с реформированием таможенного законодательства и правил валютного контроля. Положительный результат возможен только при комплексном подходе к вопросу.