Для компании любого уровня важно научиться сокращать транспортные издержки. Чрезмерные затраты на стадии доставки приведут к снижению маржинальности бизнеса, либо сделают продукцию неконкурентной. В статье расскажем о простых способах оптимизации, доступных малым и средним российским фирмам (независимо от профиля деятельности). Представленные методики актуальны как на внутреннем рынке, так и при выполнении внешнеторговых операций.
Сборные и мультимодальные грузоперевозки
В итоговую стоимость груза закладываются затраты на его транспортировку. Если партия небольшая, оплачивать рейс или контейнер целиком невыгодно. Для таких случаев оптимальны сборные перевозки. Товары добавляются в состав общей партии, следующей по единому маршруту. Отгрузки производятся в рамках сортировочных центров. Далее формируется новое направление, уже к конечному пункту. При таком подходе цена каждого километра распределяется между всеми участниками процесса пропорционально объемам.
Также издержки существенно оптимизируются при грамотном применении мультимодальной доставки. Грузы переваливаются между разными видами транспорта, исходя из фактической целесообразности. Например, можно обойти перегруженные участки маршрута или заторы на погранпереходе, выбрав альтернативное направление. Контейнер не разбирается, сохраняется целостность пломб и упаковки.
За счет сочетания сборных и мультимодальных перевозок исключаются чрезмерные и незапланированные транспортные расходы. Далее расскажем об экономии на промежуточных этапах.
Кросс-докинг вместо классического склада
Аренда склада будет оправдана только на период сборки партии импорта, либо в случае задержек на таможне. В остальных случаях хранение небольших объемов - это лишние затраты, от которых лучше отказаться. Проверенное решение: кросс-докинг. Суть методики в исключении из процесса этапов складирования и сортировки. Груз поступает сразу в перевалочную зону, контейнер переносится с одного транспорта на другой и отправляется по маршруту. Иногда проводится дополнительная консолидация (включение дополнительных позиций).
3Pl-логистика
Рассматриваемый сервис предполагает делегирование логистических операций от фирмы-заказчика профильной компании-исполнителю. В результате малый бизнес может оптимизировать все издержки, связанные с организацией хранения, ведением учета поступлений и отправлений, оформлением транспортной и таможенной документации. Также отпадает необходимость в закупке, обслуживании, регулярном обновлении собственной техники, найме водителей, дополнительных менеджеров, юристов (исключаются связанные пенсионные и социальные отчисления).
3Pl - это возможность сократить штат бухгалтерии, юридического и коммерческого отделов. Транспортное крыло компании оптимизируется полностью.
Краткий вывод
Мы разобрали основные способы оптимизации логистических издержек малого и среднего бизнеса. Повысить рентабельность компании можно, придерживаясь четырех простых правил:
- Минимум затрат на хранение - используем кросс-докинг;
- Сборная доставка для небольших объемов;
- Мультимодальность всегда, когда можно сократить маршрут;
- Избыточные функции лучше делегировать профессионалам (3Pl).
Стоит обратить внимание на дополнительные опции: представительство интересов за рубежом и на таможне, резервирование складов временного хранения в соседних государствах. Такие услуги предлагают крупные транспортные компании.